Логопед

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

В результате такой работы к пяти – шести годам (предшкольный период) ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Кроме того, речевые нарушения не ограничиваются только нарушением звукопроизношения. Установить наличие или отсутствие дефектов речи может только специалист при диагностике:

  • звукопроизношения;

  • состояния артикуляционного аппарата;

  • общей, мимической и пальчиковой моторики;

  • орального праксиса;

  • слуховой, дыхательной и голосовой функции;

  • фонематического слуха;

  • фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений;

  • слоговой структуры;

  • словарного запаса;

  • грамматического строя;

  • уровня развития связной речи;

  • внимания, памяти, мышления;

  • пространственно-временных ориентировок.

Работа логопеда не сводится только к коррекции звукопроизношения. Логопедические занятия носят коррекционно-развивающий характер.

 

Направления коррекционной работы:

1. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.

2. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

3. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза.

В процессе овладения навыком чтения большое значение имеет умение анализировать слово на составляющие слоги. Вначале работа ведется с опорой на вспомогательные средства. В дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах логопедической работы становится возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его на основе слухопроизносительных представлений.

4. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, совершенствование грамматических конструкций речевого высказывания.

5. Развитие познавательных процессов (наглядно-действенного, словесно-логического мышления; слухоречевой, слухозрительной памяти и внимания; развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания).

6. Формирование связной речи (пересказ (подробный, выборочный, краткий), рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу и концу).

7. Совершенствование пространственно-временных ориентировок(ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей; ориентировка в окружающем пространстве).

8. Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии (профилактическая работа по предупреждению дислексии – необходимо узнать, какую букву написали на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь).

9. Изобразительно-графические способности (срисовывание фигур, дорисовывание фигур с недостающими деталями, письмо букв и слов по шаблонам, изографы).

10. Массаж мышц органов артикуляционного аппарата, массаж мышц руки, восстановление почерка.

 

Чем раньше начинается работа по развитию речи, формированию звукопроизношения, тем больше возможностей предотвратить нарушения речи, а если они есть, то более полно их устранить. Чем дольше ребенок говорит не правильно , тем  ему тяжелее  привыкнуть к правильному произношению. Практика показывает, что ранняя коррекция гораздо более желательна, чем поздняя, вопреки бытующему мнению, что до пяти лет обращение к логопеду нецелесообразно и малоэффективно. Чем раньше начнется систематическая и целенаправленная работа, тем раньше могут быть выявлены различные нарушения и тем это лучше для подготовки ребенка к школе и его дальнейшего успешного обучения.