Шахматный клуб (от 3-х до 14 лет)

Шахматы – это культура

Современные педагогическая теория утверждает, что игра в шахматы дает возможность человеку реализовать врожденную потребность в состязании.

Удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности. Особенно это актуально для нынешнего времени – времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека.

Почему важно начинать обучать детей древней игре с раннего возраста? Ранний старт оправдан, прежде всего, если мы хотим вырастить сильного шахматиста. Многие великие игроки начали постигать азы шахмат довольно рано. Xосе Рауль Капабланка и Анатолий Карпов познакомились с шахматами игрой в 4 года, Гарри Каспаров – в 5 лет, Василий Смыслов и Борис Спасский – в 6, Александр Алехин и Михаил Таль – в 7.

Впрочем, важнее даже вторая причина раннего знакомства с шахматами – желание вырастить гармонично развитого человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин и М. Лермонтов, И. Тургенев и Л. Толстой.

Последняя причина кроется в благотворном влиянии игры на подготовку к школе. Дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам, и даже быстрее делают домашние задания.

 

Шахматы – это развитие

Игра в шахматы помогает решать сразу несколько задач:

Познавательную: pасширяет кругозор, учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться в геометрии плоскости. Развивает изобретательность и логическое мышление.

Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской, помогает активному ребенку стать спокойнее, уравновешеннее, учит длительно сосредоточиваться на одном виде деятельности.

 

 

 

Учебные материалы

Современные шахматные педагоги уже много лет занимаются с дошкольниками по проверенной временем методике И. Сухина.

Им написаны шахматные учебники для самых маленьких – двухлетних детей. Подход к обучению должен быть щадящий и учитывающий возраст игроков. Например, для самых маленьких шахматистов играть всеми тридцатью двумя фигурами сложно, охватить все 64 клетки шахматной доски – тоже, и программа И. Сухина предлагает ему сначала научиться играть на небольших фрагментах доски. При обучении шахматам ребенок будет играть со знакомыми героями: Буратино и Дюймовочкой, Незнайкой и Карандашом. Конечно, по мере взросления детей усложняется и предлагаемый им для изучения материал, как по форме, так и по содержанию.

Важно отметить, что детям необходимо выполнять небольшие домашние задания. Это способствует актуализации знаний полученных на занятиях, росту мастерства детей.

Для начинающих рекомендуется использовать рабочие тетради с яркими рисунками, заданиями из волшебного мира шахмат. Например, шахматная тетрадь В. Касаткина.

Для юных шахматистов, которые уже обладают определенным уровнем мастерства, целесообразно в качестве домашних заданий использовать учебник шахматных комбинаций С. Иващенко. Книги рассчитаны на игроков, как только начинающих постигать премудрости шахмат, так и имеющих большой опыт игры, вплоть до кандидатов в мастера спорта по шахматам.

 

Занятия ведет Сафразьян Александр Леонович, кандидат в мастера спорта по шахматам, кандидат исторических наук.